Хозяйственный мужичок

Заглавие очерка М. Е. Салтыкова-Щедрина из цикла «Мелочи жизни» (1886). В лице «хозяйственного мужичка» Салтыковым изображен тип «честного», «разумного» крестьянина-середняка, единственная цель жизни которого — создание личного благоденствия. Свое отношение к этому индивидуалисту-собственнику Салтыков выразил в заключительных словах очерка: «Да, это был действительно честный и разумный мужик. Он достиг своей цели: довел свой дом до полной чаши. Но спрашивается: с какой стороны подойти к этому разумному мужику? Каким образом уверить его, что не о хлебе едином жив бывает человек». Выражение «хозяйственный мужичок» широко применял В. И. Ленин, особенно в борьбе с народниками. «Но Ленин не просто воспроизводит щедринский тип хозяйственного мужичка. Он показывает этого мужичка в условиях быстро развивающегося капитализма и резкого расслоения крестьянства. Ленин привносит тот момент диалектики, которого явно не хватает в очерке Щедрина. Хозяйственный мужичок ничего не проигрывает в своей художественной реальности. Это тот же щедринский тип, со всеми своими основными чертами. Но это крестьянин не 60-х годов, а 90-х, когда капитализм пришел и сделал свое дело… Ленин показал, что тип хозяйственного мужичка должен был получить свое завершение в новых условиях: он делается кулаком, эксплуататором деревенской бедноты» (Д. Заславский, Щедринские типы в произведениях Ленина и Сталина, Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. 1, М. 1941, с. 27-28).

Не показывает ли нам действительность сплошь да рядом, как практические мероприятия народников, сочиненные по рецептам «чистых» якобы идей об «организации труда» и т. п., приводят на деле лишь к помощи и содействию «хозяйственному мужичку», мелкому фабрикантику или скупщику, вообще всем представителям мелкой буржуазии? (В. И. Ленин, Кустарная перепись в Пермской губ., Полное собрание сочинений, т. 2, с. 412).

«Устои» [Н. Н. Златовратского] являются реалистическим художественным произведением, в котором представлены разные слои деревни: беднота, маломощные середняки, зажиточные, «хозяйственные» мужички и разные типы кулаков (С. И. Мицкевич, На грани двух эпох, М. 1937, с. 34).