Хождение по мукам (мытарствам)

Выражение, которым характеризуются тяжелые, разнообразные жизненные испытания, одно за другим выпавшие на долю кого-нибудь; восходит к древнему верованию христиан в хождение душ умерших грешников по мукам или по «мытарствам» в продолжение сорока дней, когда бесы подвергают их всяческим истязаниям. В древней Руси с XII в. популярностью пользовалось сказание «Хождение богородицы по мукам», представляющее собой перевод-переделку с греческого. В «Хождении» рассказывается о том, как богородица, сопровождаемая архангелом Михаилом, посещает ад, где в огненных реках мучаются грешники, повешенные за языки, и т. п. Сказание это послужило темой для распространенной в старину лубочной картинки (Н. С. Тихонравов, Соч., т. I, М. 1898, с. 200-203; Д. Ровинский, Русские народные картинки, т. IV, СПб. 1881, с. 546—549). В советской печати выражение это стало особенно популярно после появления трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1920 — 1941) из эпохи гражданской войны, в которой рассказывается о мучительных идейных исканиях ее героев и тяжелых испытаниях, выпавших на их долю.

Не знаю уж, какой чудотворец пропихнул меня в гимназию, в приготовительный класс… Вот тут-то и началось хождение моей грешной души по мытарствам. В три года я, кажется, во всех учебных заведениях перебывал, в классических и реальных… Приду, бывало, домой — отец сразу по глазам видит. «Вышибли?» Я молчу (А. И. Куприн, С улицы, 1).

Вся жизнь как буран пронеслась перед ним —
Все дальние радости, все огорченья,
Хожденье по мукам, по тропам глухим,
Но это теперь не имело значенья.
(С. Васильев, Первый в мире, «Лит. газ.», 18 марта 1950 г.)