Физики и лирики

Выражение, противопоставляющее значение физиков-ученых, работающих в области точных наук, значению поэтов, возникло из так озаглавленного стихотворения Б. Слуцкого, напечатанного в «Литературной газете» 13 октября 1959 года:

Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе.

Далее говорится, что так произошло потому, что поэты не раскрыли того, что следовало бы,—

Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что — даже не обидно,
а, скорее, интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.

В дискуссии, развернувшейся в нашей печати после появления этого стихотворения, с полной очевидностью было установлено, что мысль стихотворения Б. Слуцкого парадоксальна: наука и искусство являются теми взаимодействующими элементами культуры, которые формируют гармоническую человеческую личность. После дискуссии слова «физики» и «лирики» стали употребляться образно, в значении: люди науки и люди искусства.

В одном человеке легко уживаются физик и лирик. В этом можно будет убедиться на сегодняшнем вечере в Малом зале консерватории. Здесь состоится концерт пианистов-любителей, являющихся студентами или выпускниками Московского университета… Произведения Глинки, Бородина, Рахманинова, западных авторов играют математики, химики, юристы, экономисты, лингвисты («Физики и лирики», «Веч. Москва», 12 октября 1961 г.).

Человеку на земле в равной степени нужны и физика и лирика, и кибернетика, и Пушкин (Н. П. Смирнов-Сокольский, Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина, М. 1962, с. 13).

…я вспоминаю проницательное суждение Флобера: «Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине». Время этой встречи, время действительного единения «физиков» и «лириков» для общего блага, должно приблизиться (Л. Волынский, Размышления в Артеке, «Лит. газ.», 10 апреля 1965 г.).