Театр для себя

Название книги (1915-1917) Н. Н. Евреинова, в которой он выдвинул тезис о «театральности» как присущем человеку биологическом инстинкте, породившем театр и руководящем человеческими поступками и вне профессионального театра. «Учение» Евреинова в корне реакционно, так как оно отрицает социальное происхождение театра. Кратковременный успех книги в эстетских кругах был причиной того, что выражение «театр для себя» вошло в литературную речь, однако утратив значение, которое в него вкладывал Евреинов. Оно стало означать просто «театр без зрителей», а также театр, не считающийся со зрителями в своей творческой практике.

Театр явно отрывается от действительности и важнейших тем современности. Он становится «театром для себя», а не для масс. Театру нужно очень серьезно задуматься о своих дальнейших путях (О. Литовский, Театр для себя, «Комсомольская правда», 16 марта 1928 г.).

Все это было театральными масками, игрой, в которую братья вкладывали весь свой азарт. Они были лицедеями, разыгрывавшими спектакли для себя самих. Однако им мало было постоянного «театра для себя», — они, и особенно Антоша, стремились к настоящему театру, хотели играть в настоящих пьесах (В. Ермилов, Антон Павлович Чехов, М. 1949, с. 32).