Суббота для человека, а не человек для субботы

Выражение из Евангелия. В субботу, когда еврейский закон запрещал какую бы то ни было работу, Иисус с учениками проходил полем, и ученики его стали срывать колосья. Фарисеи, увидев это, сказали Иисусу: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать». Тогда Иисус, напомнив им рассказ о том, как голодный Давид со своими спутниками вошел в храм и стал есть жертвенные хлебы, которые могли есть только священники, сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марк, 2, 23—27). Слова эти восходят к Талмуду: «Суббота должна служить вам, а не вы субботе» (А. Древе, Миф о Христе, т. II, М. 1924, с. 201). Выражение это употребляется в значении: не следует быть рабом закона, обычая, когда они становятся во вред человеку.

«Осторожнее с политическим самоопределением» наций! Как бы оно не «повело к распаду государства»! — вот содержание национальной политики Кокошкина, вполне совпадающее с основной линией политики министерства внутренних дел. Но Кокошкин и прочие вожди кадетов не дети. Они прекрасно знают изречение: «не человек для субботы, а суббота для человека». Не народ для государства, а государство для народа (В. И. Ленин, К вопросу о национальной политике, Полное собрание сочинений, т. 25, с. 69).

Вера Сизова [в романе Д. Гранина «После свадьбы»] по духовному складу — то, что называется архиправильный и сугубо принципиальный товарищ. Но принципиальность и правильность ее отвлеченная, сухая, черствая, догматическая. Вера действует и поступает по правилу: не суббота для человека, а человек для субботы. Она не желает знать и не прощает людям слабостей и ошибок (В. Дорофеев, В поисках нового, «Вопросы литературы», 1959, № 2, с. 30).