Сверхчеловек

Слово, означающее крайнего индивидуалиста и эгоиста, ставящего превыше всего свое «я», свою волю и инстинкты, считающего подчинение себя общественным целям пошлым и презренным, получило крылатость после появления книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» (1883). В реакционной философии Ницше «сверхчеловек» показан как идеал человека, представителя господствующей касты, для которого нет ничего не дозволенного. Следует, однако, отметить, что термин «сверхчеловек» получил хождение в немецкой теологической литературе XVII в., обозначая высший тип христианина. Отсюда он перешел в художественную литературу (Гердер, Гете, Жан Поль и др.). У Гете («Фауст», сц. 1) слово «сверхчеловек» использовано в ироническом плане (Buchmann, Geflugelte Worte).

Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела… (В. И. Ленин, Партийная организация и партийная литература, Полное собрание сочинений, т. 12, с. 100—101).

Стихи Пушкина — это вечный памятник поэзии. Это на долгие века вперед постоянное живое опровержение всех и всяческих формалистических мудрствований, всей мелкой болтовни мнимых «сверхчеловеков», якобы не понятых современниками, но пишущих «для потомства» (К. Симонов, Доклад на торжественном заседании в Большом театре Союза ССР, посвященном 150-летию со дня рождения Пушкина, «Лит. газ.», 8 июня 1949 г.).