Мефистофель

В трагедии Гёте «Фауст» (1808) Мефистофель — адский дух, олицетворяющий злое, всеотрицающее начало. Популярности этого образа способствовали оперы: «Мефистофель» (1868) Арриго Бойто (1842 — 1918) — и особенно «Фауст» (1859) Шарля-Франсуа Гуно (1818—1893). Имя Мефистофель стало синонимом язвительно злого насмешника. Отсюда же возникли выражения: «мефистофельские смех, улыбка» — язвительно злые; «мефистофельское выражение лица» — язвительно насмешливое.

…кто же был нашим разочарователем, нашим Мефистофелем? Кто явился сильною, грозною реакциею и гораздо прохладил наши восторги? (В. Г. Белинский, Литературные мечтания).

«Что он Гекубе, что она ему?» — раздается сзади шепот титулярного советника Корепанова… к сожалению, разыгрывающего неприятную роль какого-то губернского Мефистофеля (М. Е. Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы, 7).

…едкая мефистофельская улыбка не сходила с лица его во весь вечер (Ф. М. Достоевский, Дядюшкин сон, 15).

— Быть Мефистофелем в уездном городе — это очень легко, вы бы попробовали быть честным человеком (М. Горький, Зыковы, 4).