Лица необщее выраженье

Слова из стихотворения Е. А. Баратынского (1800—1844) «Муза» (1830):

Не ослеплен я Музою моею,
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет.
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем…

Выражение это применяется как образное определение самобытности творчества писателя, своеобразия созданных им героев.

И Пушкин и Лермонтов вместе оплодотворили творческий гений великого поэта-демократа Некрасова. Без этих трех гигантов русской поэзии, без их дерзкого новаторского опыта не могло возникнуть в истории нашей поэзии такое выдающееся явление, как Маяковский. Но и тот, и другой, и третий, и четвертый потому и были велики, что, передавая друг другу эстафету преемственности ведущей традиции, отличались один от другого «лица необщим выражением» (А. Сурков, Учиться, но не имитировать!, «Лит. газ.», 7 сентября 1949 г.).

Огромное число людей обитает в сочинениях Диккенса, Бальзака, Толстого, людей, непохожих друг на друга, со своим «лица необщим выраженьем» (Н. Славятинский, Заметки о портрете, «Вопросы литературы», 1963, № 9, с. 177).

Все чаще стали появляться жизнеописания известных деятелей нашей революции. Авторы их добросовестно трудятся над архивными документами, но как часто в этих книгах плеяда замечательных большевиков помечена «лица общим выраженьем!» (С. Виноградская, Сестра Ильича, «Новый мир»4 1963, № 11, с. 259).