Коробочка

Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842), т. I, гл. 3: «…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, а в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печенья праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким других хламом». Имя Коробочки стало синонимом человека, живущего мелочными интересами, мелкого скопидома.
А наша глубокая, проницательная критика?! Она сумела только… укорить Базарова в жестокости характера и непочтительности к родителям. Ах ты, Коробочка добродетельная! Ах ты, обличительница копеечная! (Д. И. Писарев, Реалисты, 5).

Какая-то простодушная Коробочка того времени… приползла к нему на подводишке просить вступиться за нее, вдову беззащитную, поучить и ее людишек дисциплине и уму-разуму (Н. С. Лесков, Обойденные, 1, 2).