Козел отпущения (искупления)

Библейское выражение (Левит, 16, 21 — 22), возникшее из описания существовавшего у древних евреев особого обряда возложения грехов всего народа на живого козла; в день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.

Войдя в гостиную, Степан Аркадьевич извинился, объяснил, что был задержан тем князем, который был всегдашним козлом-искупителем всех его опаздываний и отлучек (Л. Н. Толстой, Анна Каренина, 4, 9).

Процесс Лугинина выделялся только бешеными цифрами растраченных денег… Козлом отпущения являлся именно этот последний Лугинин, и на нем сосредоточилось все внимание (Д. Н. Мамин-Сибиряк, Человек с прошлым, б).