Жестокий талант

Образное определение творчества Ф. М. Достоевского, принадлежащее Н. К. Михайловскому. В статье под таким загла­вием (1882) он писал: «…жестокость и мучительство всегда занимали Достоевского и именно со стороны их привлекатель­ности, со стороны как бы заключающегося в мучительстве сладострастия».

«Жестокий талант… выберет преимущественно темою для своих произведений страдание и будет заставлять страдать и своих действующих лиц, и своих читателей» (Н. К. Михайловский, Соч., т. V, СПб. 1897, с. 5 и 26).

Главный и наиболее тонко понятый Достоевским человек — Федор Ка­рамазов, бесчисленно — и частично и в целом — повторенный во всех ро­манах «жестокого таланта» (М. Горький, О «карамазовщине», Собр. соч., т. 24, с. 147).

…люди, не боящиеся тяжелых и мрачных впечатлений прошлого, люди, — изучающие то, что было в старой России,—эти люди не отвернутся от «жестокого таланта» Достоевского, они снова и снова обращаются к его творчеству, справедливо считая, что в этом творчестве нашла свое отраже­ние старая Россия, боль и муки ее народа, страшные противоречия былого (И. Рябов, Великий писатель, «Огонек», 1956, № 6),