Жертва общественного темперамента

Так, по свидетельству А. И. Герцена, французский писатель-социолог П.-Ж. Прудон (1809 — 1865) назвал продажную жен­ щину, ставшую на путь разврата вследствие своего бесправного и необеспеченного положения в буржуазном обществе. В «Письмах из Франции и Италии» (Письмо второе, 1847) Герцен пишет: «В Париже, как некогда в Афинах, а потом в Италии, почти нет выбора между двумя крайностями — или быть куртизанкой, или скучать и гибнуть в пошлости и без­ выходных хлопотах. Вы помните, что речь идет о буржуазии… Кто наряжается, веселится, танцует? — La femme entretenue [женщина на содержании], двусмысленная репутация, актриса, любовница студента… Я не говорю о несчастных «жертвах общественного темперамента», как их назвал Прудон; те мало наслаждаются, — им недосуг» (Собр. соч., изд. Академии наук СССР, т. V, с. 36). Когда и где Прудон употребил это выражение, установить не удалось,

— Помилуйте! Я, честная нигилистка, задыхаюсь в пятом ярусе, а эта дрянь, эта гадость, эта жертва общественного темперамента… смеет всена­родно показывать свои плечи… где же тут справедливость? (М. Е. Салтыков-Щедрин, Наша общественная жизнь, 8).

Они — не жертвы общественного темперамента, как те несчастные соз­дания, которые за кусок хлеба, за одежду, за обувь и кров служат живот­ ному голоду. Нет: там жрицы сильных, хотя искусственных страстей, тон­кие актрисы (И. А. Гончаров, Обрыв, 1, 13).