Архитектура — застывшая музыка

Архитектура — застывшая музыка. История и значение фразеологизма

Выражение Гете «Архитектура — застывшая музыка» (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), является парафразой изречения греческого поэта Симо-нида Кеосского (556—469 гг. до н. э.): «Живопись — немая музыка, а поэзия — говорящая живопись». В «Изречениях в прозе» Гете говорит: «Архитектура — онемевшая музыка». В «Лекциях по философии искусства» (1842) Шеллинга встречается афоризм: «Архитектура — застывшая музыка». Схожую мысль высказывает французская писательница де Сталь в «Коринне», 4, 3 (1807). Она пишет, что лицезрение собора св. Петра в Риме подобно «непрерывной и закрепившейся музыке» (Büchmann, Geflügelte Worte).

«Архитектура — застывшая музыка» цитата:

…готизм, тесно связанный с католицизмом средних веков, с католицизмом Григория VII, рыцарства и феодальных учреждений, не мог удовлетворить вновь развившимся потребностям жизни. Новый мир требовал иной плоти; ему нужна была форма более светлая, не только стремящаяся, но и наслаждающаяся, не только подавляющая величием, но и успокаивающая гармонией. Обратились к древнему миру; к его искусству чувствовалась симпатия; хотели усвоить его зодчество, ясное, открытое, как чело юноши, гармоничное, «как остывшая музыка» (А. И. Герцен, Дилетантизм в науке. Статья вторая).

Говорят, архитектура — это окаменевшая музыка. Архитектура на Кижах — это музыка, выструганная из дерева. Так и чудится, будто под резными куполами-луковичками, как в музыкальных шкатулках, живут далекие отголоски задумчивой пастушечьей свирели и торжественные переборы гуслей (Л. Почивалов, На острове сокровищ, «Правда», 11 февраля, 1965 г.).

Архитектура застывшая музыка

Крылатые слова и выражения на Worte.ru