Н

На Антона и на Онуфрия

Так иронически говорится о ком-нибудь, кто в корыстных целях дважды отмечает какое-либо событие, дважды получает плату за что-либо и т. п. Выражение возникло из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), д. 4, явл. 10. Купцы говорят про Городничего: «Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ничем не нуждается. Нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь».

На деревню дедушке

В рассказе А. П. Чехова «Ванька» (1886) девятилетний крестьянский мальчик Ванька Жуков, привезенный из деревни в Москву и отданный в ученье к сапожнику, пишет письмо своему деду. «Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Выражение «на деревню дедушке» употребляется шутливо, когда говорят о неточном адресе или о его отсутствии.

На дне

Название пьесы М. Горького, впервые поставленной на сцене Московского Художественного театра 18 декабря 1902 г. Первое издание пьесы, вышедшее в том же году в Мюнхене, озаглавлено «На дне жизни». По свидетельству И. А. Бунина, дать пьесе название «На дне», вместо «На дне жизни», Горькому посоветовал Леонид Андреев (И. А. Бунин, Из записей).

Названия эти получили широкое распространение как синонимы жизни «босяков» в трущобах, последней степени деклассированное.

На заре туманной юности

Цитата из стихотворения А. В. Кольцова «Разлука» (1840), положенного на музыку А. Гурилевым и другими композиторами.

Псевдоним А. Чехонте, вероятно, и странен и изыскан. Но придуман он еще на заре туманной юности (А. П. Чехов, Письмо А. С. Суворину 21 февраля 1886 г.).

— Да, непохоже... изменилось, — вслух подумал Литовченко... — Раньше тут по-другому было. И сарайчик не там стоял... — Верно, любовь какая-нибудь... на заре туманной юности? — пошутил помпотех, ехавший с ним вместе (Л. Леонов, Взятие Великошумска).

На земли мир, во человецех благоволение

Цитата из церк.-слав. текста Евангелия (Лука, 2, 14), слова ангела, возвестившего пастухам рождение Иисуса.

Наука была одним из важнейших факторов, способствовавших водворению на земле мира, в человеках благоволения (1С А. Тимирязев, Соч., т. IX, с. 201).

На ловлю счастья и чинов

Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (1837), в котором об убийце Пушкина Дантесе говорится:

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет...
И что за диво?., издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

На лужайке детский крик

Цитата из стихотворения Беранже «Урок», перевод В. С. Курочкина (1858):

На лужайке детский крик:
Учит грамоте ребят
Весь седой ворчун-старик,
Отставной солдат.

Выражение «на лужайке детский крик» стало определением веселой, шумной, а иногда скандальной пирушки.

Мы порезвились немножко в пивной у Капитошки... Устроили на лужайке детский крик (С. Скиталец, Огарки).

На седьмом небе

Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384—322 гг. до н. э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах Корана; самый Коран был якобы принесен ангелом с седьмого неба.

На сон грядущий

Выражение, употребляемое в значении «на ночь, перёд сном», возникло из молитвенников, в которых имеется раздел молитв «на сон грядущим», то есть читаемых идущими ко сну.

Точное употребление этого выражения редко; например, в стихотворении П. А. Вяземского «Эсмеральда»:

Хотелось на сон нам грядущим
На дремлющий Лидо взглянуть.

На ходу подметки режет

Так шутливо говорят о человеке ловком, плутоватом, способном на мошеннические проделки. Выражение это возникло из русской народной сказки о ворах. Старый вор согласился взять в товарищи себе молодого парня, но с уговором: «Возьму... если украдешь из-под дикой утки яйца, да так украдешь, что она и не услышит, и с гнезда не слетит». — «Экая диковина!» — ответил парень. Вот отправились они вместе, нашли утиное гнездо и поползли к нему на брюхе.

На Шипке все спокойно

Название трех объединенных сюжетом картин В. В. Верещагина (1842 — 1904), изображающих трагическую гибель русского солдата на Шипкинском горном перевале в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. На первой картине стоит на часах солдат в серой шинельке. Метель уже намела ему снег по колена, но он не покидает своего поста. На второй картине снег уже по грудь солдату, но он «все стоит, такой же невозмутимый, такой же величавый». На третьей картине уже нанесло сугроб снега: «Только кончик шинели говорит, что тут лежит тело героя...» (В. В. Стасов, Собр. соч., т. II, СПб.

Навозну кучу разрывая, Петух нашел жемчужное зерно

Цитата из басни И. А. Крылова «Петух и жемчужное зерно» (1809). Образ жемчужного зерна, найденного в навозе, восходит к древности. Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.), испытавший некоторое влияние своего предшественника, Квинта Энния (239 — 169 гг. до н. э.), перенес отдельные его стихи в свою «Энеиду». Это побудило одного из ранних комментаторов Вергилия сказать, что он нашел «жемчужины в навозе Энния» (Larousse, Flore latine, p. 99). По другим источникам, выражение это принадлежит самому Вергилию.

Над схваткой. В стороне от схватки

Во время первой мировой войны Ромен Роллан (1866—1944) решительно объявил себя идейным противником войны и резко, осудил шовинистические настроения буржуазной Франции. В Швейцарии, куда Роллан вынужден был уехать вследствие своих антимилитаристских выступлений в печати, он поместил в «Journal de Geneve» (1914) серию статей, которые были в 1915 г. объединены в сборнике «Au-dessus de la melee» — «Над схваткой», или в другом переводе — «В стороне от схватки». В 1935 г.

Наделала синица славы, а моря не зажгла

Цитата из басни И. А. Крылова «Синица» (1811). Восходит к народной пословице: «Синица за море летела и море зажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела». Употребляется как характеристика хвастовства, больших, но неисполненных обещаний.

Нам не надо златого кумира

Цитата из русской «Рабочей марсельезы»:

Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам не надо златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог...

Нам ненавистны тиранов короны, Цели народа-страдальца мы чтим

Цитата из «Варшавянки» — песни польского и русского революционного пролетариата. Польский текст (1883) Вацлава Свенцицкого. Перевод (свободный) на русский язык (1897) принадлежит Г. М. Кржижановскому (1872 —1959). Широкое распространение «Варшавянка» получила в период революции 1905 — 1907 гг. Приведенная цитата — из третьей, последней строфы:

Нам песня строить и жить помогает

Цитата из «Марша веселых ребят», слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка И. О. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята» (1934).

Музыка — один из древнейших видов искусства. Близкая и понятная на-роду, она «строить и жить помогает», вдохновляет творческий труд миллионов советских людей, призывает к героическим подвигам (Б. Иофан, Будем изучать и развивать классическое наследие, «Лит. газ.», 18 февраля 1948 г.).

Пусть каждая новая песня нам «строить и жить помогает»... (В. Костылев, Крылья песни, «Лит. газ.», 16 октября 1958 г.).

Намеки тонкие на то, Чего не ведает никто

Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Журналист, писатель и читатель» (1840):

Читал я. Мелкие нападки
На шрифт, виньетки, опечатки,
Намеки тонкие на то,
Чего не ведает никто.

До сих пор ни один из них [славянофилов] не потрудился изложить основных начал славянофильского учения, показать, чем оно разнится от известных воззрений. Вместо этого у них одни

Намеки тонкие на то, Чего не ведает никто.

(В. Г. Белинский, Ответ «Москвитянину».)

Народ безмолвствует

Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831) заканчивается следующей сценой: боярин Масальский, один из убийц вдовы Бориса Годунова и ее сына, объявляет народу: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! (Народ безмолвствует.)» Последняя ремарка, став крылатой фразой, употребляется как характеристика бесправного положения народа в условиях политической реакции, а также иронически по отношению к людям, упорно хранящим молчание при обсуждении чего-либо.

Нарцисс

В греческой мифологии — красивый юноша, сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы. Однажды Нарцисс, никогда никого не любивший, наклонился над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от тоски; тело его обратилось в цветок (Овидий, Метаморфозы, 3, 339 — 510). Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой, самовлюбленного. М. Е.

Насмешка горькая обманутого сына Над промотавшимся отцом

Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума» (опубликовано в 1839 г.).

«Смотрите, господа кадеты, вы получили хороший урок. Вы достойно наказаны за фальшивый, тон вашего адреса. Если вы будете продолжать в том же тоне, — придет день и не далекий день, когда народ помянет вас «насмешкой горькою обманутого сына над изболтавшимся отцом» (В. И. Ленин, Рабочая группа в Государственной думе, Полное собрание сочинений, т. 13, с. 88).

Насчет Федора распорядиться

Цитата из рассказа И. С. Тургенева «Бурмистр» (1847): «Аркадий Павлыч налил себе рюмку красного вина, поднес ее к губам и вдруг нахмурился. — Отчего вино не нагрето? — спросил он довольно резким голосом одного из камердинеров. Камердинер смешался, остановился, как вкопанный, и побледнел. — Ведь я тебя спрашиваю, любезный мой? — спокойно продолжал Аркадий Павлыч, не спуская с него глаз... — Ну, ступай, — прибавил он после небольшого молчания, поднял брови и позвонил. Вошел человек, толстый, смуглый... — Насчет Федора...

Наука побеждать

Заглавие руководства для боевой подготовки войск, написанного великим русским полководцем А. В. Суворовым; основные положения руководства были выработаны им в 1768 г. Окончательную редакцию оно получило в 1796 г. Заглавие «Наука побеждать» не принадлежит Суворову, оно дано первым издателем руководства М. Антоновским (1806) и освящено традицией (К. Пигарев, Солдат-полководец. Очерки о Суворове, М. 1944, с. 90, 127). В 1808 г. под редакцией того же Антоновского вышла книга «Наука побеждать по правилам Петра Первого».

Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни

Цитата из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831), сцена «Царские палаты», слова Годунова.

Науки юношей питают, Отраду старым подают

Цитата из оды (1747) М. В. Ломоносова. Строки эти являются очень близким к подлиннику переводом из «Речи в защиту поэта Архия» Цицерона. В своей «Риторике» (1748) Ломоносов излагает эту же мысль Цицерона (§ 211): «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье».

Начало конца

Выражение это обычно приписывается французскому дипломату Талейрану (1754—1838), будто бы сказавшему его Наполеону в период «Ста дней». Сам Талейран был удивлен, когда это выражение присвоили ему, но охотно «усыновил» его, как нередко «усыновлял» и другие слова, казавшиеся ему удачными. (Ed. Fournier, L'Esprit dans l'histoire, Paris, 1882, p. 438). В мемуарах, ошибочно приписываемых Фуше (Memoires de Fouche, due d'Otrante, Paris, 1824, v. II, p. 222), составленных, однако, под свежим впечатлением описываемых событий, выражение это отнесено к более раннему времени.

Начинать с яиц Леды

В греческой мифологии Леда — дочь Фестия, царя Этолии, поразила своей красотой Зевса, который явился ей в образе лебедя. Плодом их союза была Елена («Илиада», 3, 426; «Одиссея», 11, 298). По позднейшему варианту этого мифа, Елена родилась из одного яйца Леды, а братья ее, близнецы Кастор и Поллукс — из другого (Овидий, Героиды, 17, 55; Гораций, Сатиры, 2, 1, 26). Выйдя впоследствии замуж за Менелая, Елена была похищена Парисом и оказалась, таким образом, виновницей похода греков на Трою. Выражение «начинать с яиц Леды» восходит к Горацию (65—8 гг. до н.

Наш (свой) брат Исаакий

Выражение, употребляемое в значении: человек, похожий на говорящего, близкий ему по социальному положению, моральным качествам и т. п. Восходит оно, по-видимому, к одному из эпизодов жития монаха Киево-Печерского монастыря, брата Исаакия. В житии рассказывается, что однажды в полночь к Исаакию, который жил отшельником в тесной пещере, явились бесы, принявшие образ прекрасных юношей, и сказали ему: «Исаакий, мы ангелы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему». Исаакий не понял, что это — бесовское наваждение, и поклонился, как Христу, бесу.

Нашего попку прибыло

Выражение из древней «игровой» песни «А мы просо сеяли», известной во многих вариантах. Выражение это, ставшее поговоркой, употребляется в значении: прибавилось людей таких же, как мы (в каком-нибудь отношении).

При появлении Каютина [на почтовой станции] все три проезжие господина покинули карты и начали с чрезвычайным любопытством осматривать его. Каютин в благодарность за такое внимание кивнул им слегка головой. — Нашего полка прибыло! — сказал с любезностью тучный проезжий (Н. А. Некрасов, Три страны света, 2, 8).

Наши предки Рим спасли

Цитата из басни И. А. Крылова «Гуси» (1811). Гуси, которых «предлинной хворостиной мужик гнал в город продавать», стали жаловаться прохожему на то, что мужик гоняет их, как «простых гусей», тогда как должен относиться к ним с почтеньем, —

Ндраву моему не препятствуй

Выражение из «Сцен из купеческого быта» (1861) И. Ф. Горбунова. Во 2-й сцене кучер рассказывает про своего хозяина-купца: «Бывало, что делал — страсть! Стекла, посуду в трактире перебьет: получай, говорит, капиталы за все, что стоит, а ндраву моему не препятствуй!» Это выражение встречается в 60-х годах XIX в. и у других писателей, например, у Достоевского, но популярность приобрело, по-видимому, благодаря Горбунову. Употребляется как характеристика самодурства.

Не ведают, что творят

Выражение из Евангелия (Лука, 23, 34). Когда, согласно легенде, Иисус был распят на кресте, он, обращаясь к богу, сказал: «Отче! отпусти им, не ведя бо, что творят», то есть: «Отец, прости им, ибо не знают, что делают».

Судьба не перестает с тобою проказить. Не сердись на нее, не ведает бо, что творит (А. С. Пушкин, Письмо П. А. Вяземскому, май 1826 г.).

Не вливают молодое вино в мехи старые

Выражение из Евангелия (Матф., 9, 17; Марк, 2, 22): «Не вливают... вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (мехи — кожаные мешки для хранения вина). Выражение это употребляется в значении: нельзя создавать что-либо новое, не порвав со старым.

Не вытанцовывается

Выражение употребляется в значении: не выходит, не получается так, как надо. Возникло из повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» (1832). Старый дед, подвыпив, пустился в пляс, «пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел, однако ж, до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, — не подымаются ноги, да и только!.. Разогнался снова, дошел до середины — не берет! что хочь делай: не берет, да и не берет! Ноги как деревянные стали. «Вишь, дьявольское место!

Не говори с тоской: их нет. Но с благодарности: были

Цитата из четверостишия В. А. Жуковского «Воспоминание» (1827):

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.

Не добро быти человеку единому

Выражение из Библии (Бытие, 2, 18); бог, сотворив Адама, сказал: «Не добро быти человеку единому» (то есть не хорошо быть человеку одному), — и создал Еву.

Не догма, а руководство к действию

«Наша теория не догма, а руководство к действию, — говорили Маркс и Энгельс», — пишет В. И. Ленин в статье «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (Полное собрание сочинений, т. 41, с. 55). В. И. Ленин имеет здесь в виду слова Ф. Энгельса в письме к Ф. А. Зорге от 29 ноября 1886 г. Критикуя немецких социал-демократов эмигрантов, живших в Америке, Энгельс говорит о том, что они в большинстве случаев не понимают марксизм, рассматривают его «доктринерски и догматически, как нечто такое, что надо выучить наизусть, и тогда уж этого достаточно на все случаи жизни.

Не здешнего (не Нашего) прихода

Приход — низшая церковно-административная организация православной церкви, район, где живут члены этой организации, «прихожане» своего «приходского» храма. В старину прихожане посещали обычно только свой храм, только в нем выполняли различные религиозные обряды. Лица, принадлежавшие к какому-либо приходу, не имели права венчаться в храме другого прихода, крестить в нем детей и проч.

Не знал, чего хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном

Выражение М. Е. Салтыкова-Щедрина, который, осмеивая пресыщенных и трусливых российских интеллигентов-либералов, писал, что мечты их о конституции с необычайной легкостью сменяются мечтами о севрюжине с хреном. От лица такого либерала Салтыков говорит: «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала, мелькнуло у меня в голове; ободрать, да и в сторону...

Не иметь где (негде) главу преклонить

Образное выражение о бедняке, не имеющем приюта, возникло из Евангелия. Иисус говорит о себе: «Лисицы имеют норы и птицы свои гнезда, а сын человеческий не имеет где преклонить голову» (Лука, 9, 58). Р. Ю. Виппер сопоставляет этот евангельский текст со словами Тиберия Гракха из его биографии, написанной Плутархом: «У зверей, обитающих в Италии, есть у каждого своя нора и логовище, где можно укрыться; только у борцов, сражающихся за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света, а сами они блуждают бездомные и нагие с детьми и женами своими» (Р. Ю.

Не искушай меня без нужды

Цитата из стихотворения Е. А. Баратынского «Разуверение» (1821), положенного на музыку М. И. Глинкой (1825).

...каждая поездка значительно осложняет мои финансовые дела. Нет, не искушайте меня без нужды! Не пишите мне о море (А. П. Чехов, Письмо А. С. Суворину 28 мая 1892 г.).

Не мечите бисера перед свиньями

Выражение из Евангелия: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф., 7, 6). Употребляется в значении: не тратьте слов с людьми, которые не могут понять их, оценить.

Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под. (А. С.Пушкин, Письмо А. А. Бестужеву, январь 1825 г.).

Не могу молчать

Заглавие статьи Л. Н. Толстого (1908), призывавшей правительство прекратить смертные казни, которые в то время (при министерстве Столыпина) в огромном числе производились над революционерами, а также участниками «аграрных беспорядков».

Настоящая публицистика пишется тогда, когда литератор «не может молчать» (А. Михалевич, Новый кругозор публициста, «Лит. газ. 14 мая 1959 г.).

Не мудрствуя лукаво

Выражение из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831), сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре», слова летописца Пимена:

Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь.

Выражение это употребляется в значении: без затей, просто.

Не о хлебе едином жив будет человек

Выражение из Библии (Второзаконие, 8, 3; Матф., 4, 4; Лука, 4, 4). Употребляется в значении: человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей.

Он... довел свой дом до полной чаши. Но... каким образом уверить его, что не о хлебе едином жив бывает человек? (М. Е. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни, 1, 1, 1).

— Спросить хочу... Так ли нужны картинки людям, которые ты будешь малевать? Вот хлеб нужен, а картинки... А? — Не единым хлебом жив человек (В. Ф. Тендряков, Свидание с Нефертити, 2, 5).

Не от мира сего

Выражение из Евангелия, слова Иисуса: «Царство мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном.

Рындин — разорившийся помещик, бывший товарищ народовольцев, потом толстовец, теперь — фантазер и анархист... Он пользуется репутацией человека безгранично доброго, человека «не от мира сего» (М. Горький, Жизнь Клима Самгина, ч. 2, Собр. соч., т, 20, с 388).

Не по чину берешь!

Цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), д. 1, явл. 4, слова Городничего, обращенные к квартальному: «Что ты сделал с купцом Черняевым, а? он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь!» Выражение это употребляется шутливо в значении: поступаешь не в соответствии со своим общественным положением, зазнаешься.

У меня у самого мелькала мысль попросить для развода парочку [щенят], но думал, что это уж слишком, вроде как бы «не по чину берешь», и не дерзнул написать Вам (А. П. Чехов, Письмо Н. А. Лейкину 21 мая 1897 г.).

Не поздоровится от эдаких похвал

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 3, явл. 10, слова Чацкого.

Хвалить вообще не так легко, как думают; тут надо большое уменье, чтоб иные насмешники не сказали:
Не поздоровится от эдаких похвал!
(В. Г. Белинский, О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя»).

Не посрамим земли русской

Выражение из летописи.

Здесь, в Европе, наблюдается истощение, анемия литературного творчества, здесь — общая и грозная усталость, здесь очень процветает словесное фокусничество, а у людей, серьезно чувствующих, возникает все более острый интерес к русской литературе. Посему: «не посрамим земли русской!» Надобно работать (М. Горький, Письмо В. А. Каверину 13 декабря 1923 г., «Лит. наследство», т. 70, с. 178).

Не потерплю! Сокрушу! Разорю!

Фразы, которые для «устрашения» постоянно произносят описанные М. Е. Салтыковым-Щедриным самодуры-администраторы («Помпадуры и помпадурши», 1863 — 1873; «История одного города», 1869 — 1870).

Как же составлено было правительственное сообщение? Как настоящий боевой манифест реакционной монархической партии... Это — настоящее объявление войны революции. Это — настоящий манифест реакционного самодержавия к народу: не потерпдю! сокрушу! (В.. И. Ленин, Смелый натиск и робкая защита, Полное собрание сочинений, т. 13, с. 293 — 294).

Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать

Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (1825).

...каждый стих Пушкина обходился книгопродавцам в красненькую [10 рублей], если не больше, а ведь стихи Пушкина от этого нисколько не были хуже; вспомните, что за «Пиковую даму» и «Княжну Мими» «Библиотека [для чтения]» заплатила деньгами, ассигнациями, а вы сами хвалите эти повести. Вот вам самый простой и убедительный факт. Он доказывает, что истинный талант не убивают деньги, что

Не продается сочиненье,
Но можно рукопись продать.

Не расцвел — и отцвел В утре пасмурных дней

Цитата из стихотворения А. И. Полежаева (1804—1838) «Вечерняя заря» (1829):

Я увял, и увял
Навсегда, навсегда!
И блаженства не знал
Никогда, никогда!
И я жил — но я жил
На погибель свою...
Буйной жизнью убил
Я надежду мою...
Не расцвел — и отцвел
В утре пасмурных дней...

Увы! Как хорошо идут к каждому из наших гениев и полугениев сии трогательные слова поэта:
Не расцвел и отцвел
В утре пасмурных дней!
(В. Г. Белинский, Литературные мечтания.)

Не сотвори себе кумира

Цитата из Библии, одна из заповедей Моисея (Исход, 20, 4). Употребляется в значении: не поклоняйся слепо кому, чему-либо, как идолу.

Не надо думать, что я против роскоши вообще, нет, я — за роскошь для всех, но против идолопоклонства вещам. Делай вещи как можно лучше, они будут более прочны, избавят тебя от затраты лишнего труда, но — «не сотвори себе кумира» из сапога, стула или книги, сделанных тобою, — вот хорошая «заповедь»! (М. Горький, О социалистическом реализме, Собр. соч., т. 27, с. 10).

Не столько сражаться, сколько быть сражаемым

Выражение возникло из «Истории одного города» (1869 — 1870) М. Е. Салтыкова-Щедрина; казначей застал в комнате своей жены градоначальника города Глупова Микаладзе и набросился на него, но тот «не столько сражался, сколько был сражаем».

[Буржуазные демократы] уже отшатываются от революции при одном только виде того, что рабочие и крестьяне действительно поднимаются на действительную борьбу, желая сражаться, а не только быть сражаемыми (В. И. Ленин, Буржуазия сытая и буржуазия алчущая, Полное собрание сочинений, т. 11, с. 297).

Не судите, да не судимы будете

Цитата из Евангелия (Матф., 7, 1—2): «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Шалимов, Заболтался ты, Сергей Басов. Не суди — да не судим будеши (М. Горький, Дачники, 3).

Не хочу учиться, хочу жениться

Слова Митрофанушки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1783), д. 3, явл. 7.

Происходит помолвка с тем условием, чтобы Шамилов до свадьбы получил степень кандидата и определился на службу. Является, стало быть, необходимость поработать, но наш новый Митрофанушка не осиливает ни одной книги и начинает говорить: «Не хочу учиться, хочу жениться» (Д. И. Писарев, Писемский, Тургенев и Гончаров, 5).

Не Шекспир глазное, а примечания и нему

Фраза из записной книжки А. П. Чехова, отмеченная в ней как мнение профессора (впервые напечатано в сборнике «Слово», М. 1914, с. 100). Цитируется иронически, как характеристика псевдонаучного крохоборства.

Небо в алмазах

Выражение из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897). В 4-м действии Соня, утешая усталого, измученного жизнью дядю Ваню, говорит: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка».

Неведомому богу

Выражение из Деяний апостолов (17, 23). Апостол Павел, обращаясь к жителям Афин, сказал: «По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому богу».

Получил [газетную] вырезку из неведомого мне органа и работы неведомого автора. Шлю «неведомому богу» благодарность (А. П. Чехов, Письмо П. А. Сергеенко 17 декабря 1884 г.).

Невзирая на лица

Выражение возникло из Библии. Мысль о поступках без лицеприятия, без угодливости перед вышестоящими выражена во многих местах Ветхого и Нового завета (Второзаконие, 1, 17; Матф., 22, 16; Марк, 12, 14 и др.). В стихотворении Г. Р. Державина «Властителям и судиям», содержание которого заимствовано из 81-го псалма, в окончательной редакции (1787) читаем:
Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать.

Недостоин развязать ремень у сапог его

Выражение применяется к лицу, которое в каком-либо отношении ниже того, с кем его сравнивают. Возникло оно из евангельского сказания об Иоанне Крестителе, предшественнике и предвозвестнике Иисуса; он «проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви его» (Марк, 1, 7; Лука, 3, 16; Иоанн, 1, 27).

Кто не знал ни зависти, ни самолюбия, кто бескорыстно жертвовал собою, кто охотно подчинялся людям, не стоившим развязать ремень от сапог его?.. Все ты, все ты, наш добрый Авенир! (И. С. Тургенев, Смерть).

Недреманное око

Выражение это вошло в литературный язык из сатирической сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Недреманное око» (1885), в которой рассказывается, что в некотором царстве, в некотором государстве было в обычае, как только родится мальчик с двумя оками, дреманным и недреманным, давать ему имя Прокурор. Жил такой Прокурор и «дреманным оком ровно ничего не видел, а недреманным видел пустяки». Поэтому все мздоимцы, клеветники, душегубцы, хищники и воры ушли с недреманной стороны и укрылись под сенью дреманного прокурорского ока.

Неистовый Виссарион

Так друзья называли великого русского критика В. Г. Белинского за его необычайную горячность и энергию в спорах по вопросам, которые его живо затрагивали (Ч[ешихин]-Ветринский, В сороковых годах, М. 1899, с. 37). Прозвание это возникло из поэмы Ариосто «Неистовый Орланд» («Огlando furioso»). «Сердитому, но честному критику, Орланду Фуриозу, но которого нельзя не любить...» — написал Н. Полевой на экземпляре своего перевода «Гамлета», подаренном им в 1837 г. Белинскому (Л. Ланский, Библиотека Белинского, «Литературное наследство», т. 55, М. 1948, с. 502).

Нектар и амврозия

В греческой мифологии нектар — напиток, амврозия (амброзия) — пиита богов, дававшая им бессмертие («Одиссея», 5, 91 — 94). Переносно: необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо; высшее наслаждение.

— Вы не удостаиваете смертных снизойти до них, взглянуть на их жизнь, живете олимпийским неподвижным блаженством, вкушаете нектар и амброзию — и благо вам (И. А. Гончаров, Обрыв, 1, 4).

— А вино, надо сознаться, препаскуднейшее!.. Впрочем, в присутствии... э-э-э... оно кажется нектаром. Вы восхитительны, сударыня (А. П. Чехов, Аптекарша).

Некто в сером

«Некто в сером, именуемый Он» —- действующее лицо в пьесе Леонида Андреева «Жизнь Человека» (1907) — символ рока, судьбы. Выражение употребляется шутливо, иронически в значении: загадочная, неопределенная личность.

Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать закоулок

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 1, явл. 4, слова Фамусова.

Немезида

В греческой мифологии Немезида — богиня справедливости и возмездия, карающая преступления. Имя ее — синоним возмездия.

Они народной Немезиды
Не узрят гневного лица
И не услышат песнь обиды
От лиры русского певца.
(А. С. Пушкин, Бородинская годовщина.)

Неопалимая купина

По библейскому мифу — чудесный горящий, но не сгорающий куст терновника, в пламени которого бог явился Моисею (Исход, 3, 2). Выражение это употребляется как образное определение нерушимости, сохранности.

Непомнящие родства

Старинный юридический термин, который применялся к беспаспортным бродягам. (См. Иван Непомнящий) М. Е. Салтыков-Щедрин применял его для характеристики беспринципных журнально-газетных деятелей, которые легко отказываются от своего прошлого («Мелочи жизни», «Газетчик» и др.). Выражение это употребляется как характеристика ренегатов.

...я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства (М. Е. Салтыков-Щедрин, За рубежом, 1).

Нести свой крест. Тяжелый крест

Так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого-либо. Выражения эти возникли на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором его должны были распять (Иоанн, 19, 17).

Иному жизнь — одна игрушка,
Другому жизнь — тяжелый крест.
(П. А. Вяземский, Заметки.)

Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь...
(Н. А. Некрасов, «Тяжелый крест...»)

Несть пророка в отечестве своем

Выражение из Евангелия (Матф., 13, 57; Марк, б, 4; Лука, 4, 24; Иоанн, 4, 44), где имеет значение: пророка не ценят в его отечестве, в его доме.

Вы спрашиваете, кто секретарь у нас в академии? Кажется, еще не решено. Улисс Лобанов и Аякс Федоров спорят об оружии Ахиллеса. Но оно достанется чуть ли не Языкову-Нестору... Вы пророк в отечестве своем (А. С. Пушкин, Письмо И. И. Дмитриеву 26 апреля 1835 г.).

Нет бога, кроме бога, и Магомет пророк его

Два нераздельных догмата мусульманства. Выражение это часто употребляется иронически, причем «бог» и «Магомет» заменяются соответствующими данному случаю именами.

Нет в мире таких крепостей, которых большевики не могли бы взять

Цитата из доклада И. В. Сталина «О работах апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК» на собрании актива Московской организации ВКП(б) 13 апреля 1928 г.: «Говорят, что невозможно коммунистам, особенно же рабочим коммунистам-хозяйственникам, овладеть химическими формулами и вообще техническими знаниями. Это неверно, товарищи. Нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся, большевики. Не такие крепости мы брали в своей борьбе с буржуазией». Это же выражение — в речи И. В.

Нет на свете мук сильнее муки слона

Выражение из стихотворения С. Я. Надсона «Нет на свете мук сильнее муки слова» (1882):
Милый друг, я знаю, я глубоко знаю, Что бессилен стих мой, бледный и больной; От его бессилья часто я страдаю, Часто тайно плачу в тишине ночной... Нет на свете мук сильнее муки слова.
Мои неудачи всегда заставляют меня вспоминать горестные слова поэта: «Нет на свете мук сильнее муки слова» (М. Горький, О том, как я учился писать, Собр. соч., т. 24, с. 490).

Нет ни эллина, ни иудея

Выражение употребляется в значении: все люди равны. Возникло из Послания апостола Павла к галатам (3, 28).

Для рабоче-крестьянской власти нет и не может быть «ни эллина, ни иудея», для нее нет «инородцев», есть только трудовой народ (М. Горький, Литературное творчество народов СССР, Собр. соч., т. 24, с. 424).

Нет повести печальнее на свете

Слова герцога в «Ромео и Джульетте» (1597) Шекспира, которыми заканчивается эта трагедия. Из многочисленных стихотворных переводов «Ромео и Джульетты» на русский язык источником этой фразы, по-видимому, является перевод Н. П. Грекова (1810—1866), напечатанный в «Светоче», 1862, кн. 4, хотя здесь дана иная последовательность слов:

Печальнее нет повести на свете,
Как повесть о Ромео и Джульетте.

Неуважай-Корыто

В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842), т. I, гл. 7, в списке «мертвых душ» крепостных, купленных Чичиковым у Коробочки, значится Неуважай-Корыто. Никакой характеристики его не дано, упомянута только эта фамилия, но она стала синонимом всякого грубого человека, некультурного, с низменными интересами.

Ни йоты. Ни на йоту

Выражения из Евангелия (Матф., 5, 18): «Ни одна йота, или ни одна черта, не прейдет [т. е. не исчезнет] из закона, пока не исполнится все». «Йота» — название буквы в греческом алфавите, означающей звук «и», которая иногда пишется в виде черточки под строчными гласными «альфа», «омега», «эта» (долгие «а», «о», «е»), пропуск этой черточки не имеет значения для произношения, но указывает некоторые грамматические формы и по правилам не допускается. В Евангелии говорится о том, что недопустимы и малейшие изменения в законе (т. е.

Ни одного дня без строки (черты, линии)

Выражение это, часто употребляемое по латыни — Nulla dies sine linea — как формула непрерывного труда поэта, художника, ученого — возникло из рассказа древнеримского писателя и ученого Плиния Старшего (Гай Плиний Секунд, 23 — 79 гг. н. э.) о прославленном древнегреческом живописце Апеллесе (IV в. до н. э.). В 35-й книге «Естественной истории» Плиний рассказывает, что постоянным и неизменным правилом Апеллеса было: ни одного дня без занятий живописью, каждый день на картине проводить хотя бы одну линию.

Николай Палкин

Прозвище Николая I; стало популярным по рассказу Л. Н. Толстого под таким заглавием. Толстой описывает свою встречу с девяностопятилетним солдатом, служившим при Николае I. Вспоминая о своей службе, старик солдат рассказывал: «Тогда что было... Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300... насмерть запарывали. А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин.

Никто не обнимет необъятного

Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова (1854).

Не так легко написать портрет человека. Несравненно труднее быть портретистом страны, да еще такой, как наша. Тут могут руки опуститься: как объять необъятное? (М. Ильин, Книга о Советской родине, «Известия», 4 апреля 1948 г.).

Конечно, объять необъятное — все стороны жизни советского народа во время [Великой Отечественной] войны — невозможно ни в каком романе (К. Симонов, Некоторые проблемы военного романа, «Лит. газ.», 24 февраля 1953 г.).

Никто, батюшка Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите!

Цитата из комедии А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье» (1856). Слова эти произносит жена купца-самодура Тита Титыча Брускова в ответ на его вопрос: «Настасья! Смеет меня кто обидеть?» (д. 2, явл. 5.).

Нимврод. Ловец перед господом

Так называют страстного охотника по имени внука библейского патриарха Ноя — Нимврода, о котором в Библии сказано: «Он был сильный зверолов (церк.-слав.: ловец) перед господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимврод перед господом» (Бытие, 10, 9).

Выражение «ловец перед господом» употребляется как характеристика человека сильного, исключительного по своему значению.

Ничто не возникает из ничего

Выражение «De nihilo nihil» («из ничего — ничто») встречается в сочинении Лукреция (99 — 55 гг. до н. э.) «О природе вещей (I, 149, 205; II, 287); оно было повторено римским поэтом

Ничто не ново (не вечно) под пуною

Выражение «ничто не ново под луною» — цитата из стихотворения Н. М. Карамзина «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклезиаста» (1797):

Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек...

Ничтоже сумняся (сумняшеся)

Выражение из Послания апостола Иакова (1, 6), употребляется шутливо, иронически в значении: ничуть не сомневаясь, не раздумывая, ни перед чем не останавливаясь.

...во время своего путешествия из Сахалина я достаточно привык к туманам и свежим ветрам и потому смотрю теперь на Черное море свысока и во время качки обедаю ничтоже сумняся (А. П. Чехов, Письмо Г. М. Чехову 6 марта 1894 г.).

Нищие духом

Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3), употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов.

...вы... выдаете за правду ту теорию каплуньего самодовольства, которая может удовлетворять только людей положительно нищих духом (М. Е. Салтыков-Щедрин, Наша общественная жизнь, 10).

Но все-таки... все-таки впереди — огни!

Цитата из стихотворения в прозе В. Г. Короленко «Огоньки» (1901): «Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек... — Ну, слава богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег! — Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла. — Далече! — Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось действительно далеко.

Новое — это хорошо забытое старое

В 1824 г. во Франции вышли мемуары модистки Марии-Антуанетты мадемуазель Бертен, в которых она эти слова сказала по поводу подновленного ею старого платья королевы (в действительности, ее мемуары поддельны, — автор их Жак Пеше (Peuchet), 1758—1830) (Евг. Ланн, Литературная мистификация, М.— Л. 1930, с. 156). Мысль эта была тогда воспринята как новая тоже только потому, что она была хорошо забыта. Уже Джефри Чосер (1340 — 1400) сказал, что «нет того нового обычая, который не был бы старым».

Новый Свет

Такое название до XVI в. носил открытый Христофором Колумбом новый материк; название «Америка» впервые было дано ему в 1507 г. немецким географом Мартином Вальдзеемюллером

Ноев ковчег. Ковчег спасения

Выражения возникли из библейского мифа о всемирном потопе, от которого спасся Ной со своей семьей и животными, так как бог заранее научил его построить ковчег (судно) (Бытие, б и 7). Употребляются в значении: помещение, заполненное множеством людей; средство спасения.

Спрашивали: не ходил ли к нему кто-нибудь? Но никто не мог дать об этом удовлетворительного ответа. Дом большой: мало ли людей ходит в такой ноев ковчег? (Ф. М. Достоевский, Униженные и оскорбленные, 1, 1).

Ноздрев. Ноздревщина

Один из героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842): «Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми... В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный...

Нравы Растеряевой улицы

Так озаглавлена серия очерков (1866) Г. И. Успенского, в основу которых положены наблюдения автора над жизнью рабочего предместья Тулы. В очерках изображен быт фабричных рабочих, ремесленников, мещан и мелких чиновников. Тяжелая нужда, темнота, пьянство, дикость нравов — характерные черты этого быта. Отсюда выражения «нравы Растеряевой улицы», «растеряевщина», употребляющиеся как характеристика дикости, бескультурья.

Ну как не порадеть родному человечку!

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 5, слова Фамусова:

Нет! я перед родней, где встретится, ползком
Сыщу ее на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

Цитата употребляется как характеристика семейственности, протекционизма.

Ныне отпущаеши

Выражение возникло из евангельской легенды о Симеоне, одном из жителей Иерусалима, которому было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Иисуса. Когда родители принесли младенца Иисуса в храм, Симеон взял его на руки и произнес: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром...» (Лука, 2, 25—32.) Выражение это употребляется, когда говорят о достижении чего-либо, долго ожидавшегося.

Subscribe to Н