И

И веревочка в дороге пригодится

Цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), д. 4, явл. 10, слова Осипа: «...в дороге все пригодится... Что там? веревочка? давай и веревочку! и веревочка в дороге пригодится: тележка обломается, или что другое, — подвязать можно».

И вот общественное мненье!

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 4. явл. 10. Чацкий, о котором была пущена сплетня, что он сошел с ума, с негодованием произносит:

Что это? слышал ли моими я ушами!
Не смех, а явно злость, какими чудесами?
Через какое колдовство
Нелепость обо мне все в голос повторяют?..
Чье это сочиненье?
Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют,
И вот общественное мненье!

А. С. Пушкин, по-видимому, был первым, кто процитировал этот стих, ставший крылатым.

И вот они опять — знакомые места

Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Родина» (впервые напечатано в 1856 г. под заглавием «Старые хоромы», а затем уже печаталось под заглавием «Родина»).

Свой губернский город... проезжаю мимо; не останавливаюсь и в уездном и являюсь к себе в Одоленское — Ватажково тож, — И вот они опять — знакомые места. (Н. С. Лесков, Смех и горе, 48).

И все то благо, все добро

Цитата из стихотворения Г. Р. Державина «Утро» (1800 г.)

Там поселяне плуг влекут,
Здесь сети рыболов кидает,
На уде блещет серебро;
Там огнь с оружья войск сверкает,—
И все то благо, все добро...

...пишу тебе, окруженный деньгами, афишками, стихами, прозой, журналами, письмами, — и все то благо, все добро (А. С. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину 30 января 1823 г.).

И выстраданный стих, пронзительно-унылый. Ударит по сердцам с неведомою силой

Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Ответ анониму» (1831):

Холодная толпа взирает на поэта,
Как на заезжего фигляра: если он
Глубоко выразит сердечный, тяжкий стон,
И выстраданный стих, пронзительно-унылый,
Ударит по сердцам с неведомою силой,
Она в ладони бьет и хвалит иль порой
Неблагосклонною кивает головой.

Цитата была помещена как эпиграф перед текстом первого тома посмертного издания собрания стихотворений Некрасова (1879).

И грянул бой, Полтавский бой

Цитата из поэмы А. С. Пушкина «Полтава», песнь 3 (1829). Цитируется как характеристика горячего, шумного спора, ссоры.

Ко дню общего собрания обе воюющие стороны были во всеоружии — «и грянул бой» (А. П. Лукин, Отголоски жизни, т. I, М. 1901, с. 275).

И делал я благое дело среди царюющего зла

Цитата из стихотворения Н. А. Добролюбова «Памяти отца» (1858):

На битву жизни вышел смело,
И жизнь свободно потекла...
И делал я благое дело
Среди царюющего зла.

В 60-х годах,., не только на первоклассных писателей, но даже, на самых заурядных журнальных работников среднего таланта и среднего значения в литературе смотрели как на лучших людей идеи, скромно, но честно делающих
Благое дело
Среди царюющего зла.
(А. П. Лукин, Отголоски жизни, т. I, М. 1901, с. 328).

И дым отечества нам сладок и приятен

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 1, явл. 7, слова Чацкого, вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит:

Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.

Последний стих у Грибоедова — не вполне точная цитата из стихотворения Г. Р. Державина «Арфа» (1798):

Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.

И жить торопится и чувствовать спешит

Цитата из стихотворения П. А. Вяземского «Первый снег» (1822). Поставлена А. С. Пушкиным эпиграфом к 1-й главе «Евгения Онегина».

Так как мы вообще «жить торопимся и чувствовать спешим», мы торопимся и преждевременно похвалить человека, а преждевременная похвала в наше время непрерывного соревнования героев труда отражается на ребятах не очень благоприятно (М. Горький, Мальчик, Собр. соч., т. 27, с. 284).

И моего хоть капля меду есть

Цитата из басни И. А. Крылова «Орел и Пчела» (1813), Пчела говорит:

Не отличать ищу своей работы,
Но утешаюсь тем, смотря на наши соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.

...Мне придется утешаться только тем, что в массе человеческих трудов есть капля и моего меда... (И. А. Гончаров, Обыкновенная история, 2, 2).

И на челе его высоком не отразилось ничего

Цитата из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» (1842; до этого времени поэма ходила в списках):

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир — но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

Последние три стиха являются перефразировкой стихов А. С. Пушкина из поэмы «Кавказский пленник» (1822):

Таил в молчанье он глубоком
Движенья сердца своего,
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.

Цитата приводится почти всегда иронически.

И песня и стих — это бомба и знамя

Цитата из стихотворения В. В. Маяковского «Господин «народный артист» (1927):

И песня,
и стих —
это бомба и знамя,
и голос певца
подымает класс,
и тот,
кто сегодня
поет не с нами,
тот —
против нас.

И скучно, и грустно, и некому руку подать

Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» (1840):

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы...

Мне скучно, и грустно, и некому руку подать. Из сферы бенгальского огня попал в полутемную кладовую и жмурюсь (А. П. Чехов, Письмо А. С. Суворину 4 февраля 1889 г.).

И снова бой. Покой нам только снится

Цитата из стихотворения А. А. Блока «На поле Куликовом» (1909).

Пока есть равнодушные мещане, пока есть фарисеи и ханжи, нашему герою, если он деятелен, если он коммунист, придется сражаться и испытывать удары, придется навсегда понять, что покой нам только снится (В. Амчинский, Начинается книга... — «Лит. газ.», 13 октября 1962 г.).

И только что в газетах осталось: выехал в Ростов

Цитата из стихотворения И. И. Дмитриева «Эпитафия» (1803):

Здесь бригадир лежит, умерший в поздних летах.
Вот жребий наш каков!
Живи, живи, умри — и только что в газетах
Осталось: выехал в Ростов.

И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадет

Припев популярного марша из кинофильма «Веселые ребята» (1934), слова В. И. Лебедева-Кумача (1898-1949), музыка И. О. Дунаевского (1900—1955).

И ты, Брут!

В трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» (д. 3, явл. 1) с такими словами (в оригинале на латинском языке: «Et tu, Brute?») умирающий Цезарь обращается к Бруту, находившемуся в числе заговорщиков, напавших на него в Сенате. Историки считают эту фразу легендарной. Марк Юний Брут, которого Цезарь считал своим сторонником, стал во главе заговора против него и был одним из участников его убийства в 44 г. до н. э. Цезарь при первой же нанесенной ему ране, как сообщает в его биографии Светоний, только вздохнул и не произнес ни одного слова.

И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят»

Цитата из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, гл. 7, строфа 44 (1830):

«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла!
А я так пряником кормила!»
И хором бабушки твердят:
«Как наши годы-то летят!»

Новый год празднуется, как условный календарный праздник, и людям кажется, что вся перемена, все новое, принесенное истекшим годом, состоит только в том, что каждый из них и еще одним годом стал старее —

И я в Аркадии родился

Цитата из стихотворения Ф. Шиллера «Resignation» (1787) — «Смирение»; в переводе М. Дмитриева «Покорность провидению» (1826):

И я в Аркадии родился!
Над колыбелию младенческой и мне
Природы приговор за радость поручился!
И я в Аркадии родился,
Но дар весны моей был — слезы лишь одне...

И я его лягнул

Цитата из басни И. А. Крылова «Лисица и Осел» (1825). Осел, лягнувший одряхлевшего Льва, перед которым прежде трепетал, говорит:

А мне чего робеть? и я его лягнул:
Пускай ослиные копыта знает!

И я сжег все, чему поклонялся, Поклонился тому, что сжигал

Цитата из стихотворения И. С. Тургенева, вложенного в уста Михалевича, действующего лица романа «Дворянское Гнездо» (1859). Эта же мысль встречается раньше, в статье П. А. Вяземского «Взгляд на литературу нашу после смерти Пушкина» (1847). Говоря о том, что Сент-Бев был поклонником Шатобриана, но потом, изменив свои взгляды, издал книгу против него, Вяземский писал: «Он сжег то, что прежде обожал» (Полн. собр. соч., т. II, СПб. 1879, с. 351).

И, словом, тот хотел арбуза, А тот соленых огурцов

Цитата из стихотворения Г. Р. Державина «Видение мурзы» (1791); употребляется как ироническое определение противоречивых вкусов, требований.

...у нас... публика есть настоящее изображение людей после Вавилонского столпотворения, где
Один кричит арбуза, А тот соленых огурцов.
(В. Г. Белинский, Литературные мечтания).

Иван Александрович, ступайте департаментом управлять

Эти слова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), д. 3, явл. 6, произносит расхваставшийся Хлестаков, уверяя, что его приглашали заменить уехавшего директора департамента.

Неужели вы только один и есть на всей Руси, вы, профессорствующий «Русский вестник»?.. Да уж не вы ли один и остались для спасения нашего? Так скорее, скорее спасайте нас! «Иван Александрович! ступайте управлять департаментом!» (Ф. М. Достоевский, По поводу элегиченcкой заметки «Русского вестника»).

Иван Иванович и Иван Никифорович

Персонажи «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834) Н. В. Гоголя. Имена этих двух миргородских обывателей стали нарицательными для людей, постоянно ссорящихся друг с другом, синонимом склок, сплетен.

Иван Непомнящий

В царской России пойманные беглые каторжники, скрывая свое прошлое, утаивали настоящее имя и фамилию, называли себя Иванами и говорили, что родства они не помнят; в полиции их записывали «не помнящими родства», отсюда и пошло их прозвище «Иван Непомнящий». Этим термином широко пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Под видом Иванов Непомнящих сатирик изображал тех беспринципных, «мелкодушных» литераторов, газетных дельцов, в основе литературной деятельности которых — «ненависть к принципам», «убеждениям», «вероломство и подвохи» наряду с «лестью и воскурением фимиамов».

Игрушечного дела людишки

Заглавие сатирической сказки (1880) М. Е. Салтыкова-Щедрина. Кукольный мастер Изуверов дает «игрушечного дела людишкам» — обывателям — такую характеристику: «Ума у них — нет, поступков — нет, желаний — нет, а наместо всего — одна видимость, ну и возьмет тебя страх. Того гляди, зарежут... Взглянешь кругом: все-то куклы! везде-то куклы! несть конца этим куклам! Мучат! тиранят! В отчаянность, в преступление вводят! Верите ли, иногда думается: господи! кабы не куклы, ведь десятой бы доли злых дел не было против того, что теперь есть!.. Настоящий человек — он вперед глядит.

Идет-гудет зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум

Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум» (1863):

Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода...

Идти в Каноссу

Генрих IV, германский император (1056—1106), вел продолжительную политическую борьбу с папой (1073—1085) Григорием VII, притязавшим на мировое господство. Решительно отказавшись подчиниться папской власти, Генрих созвал собор немецких епископов, который объявил папу низложенным (1076). Папа ответил проклятием и отлучил императора от церкви. Немецкие князья, воспользовавшись таким оборотом дела, соединились для низложения Генриха.

Иду на вы

Князь Святослав, начиная войну, заранее объявлял неприятелю: «Хочю на вы ити» (Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г., ч. I, под ред. В. П. Адриановой-Перетц, М. — Л. 1950, с. 46). Н. М. Карамзин, передавая летописное сказание, приводит фразу Святослава в форме: «Иду на вас!» (История государства Российского, СПб. 1842, т. I, с. 104). Крылатость фраза получила в редакции: «Иду на вы».

Так Святослав, в ожидании смертельной битвы, посылал сказать врагам: «Иду на вы!» (А. И. Куприн, Мыс Гурон).

Иерихонские стены. Труба иерихонская

Выражение из библейского мифа. Евреи, по выходе из египетского плена, на пути своем в Палестину, должны были взять город Иерихон. Но стены его были так прочны, что разрушить их не было возможности. Однако от звука священных труб иерихонские стены пали сами собой, и благодаря этому чуду город был взят евреями (книга Иисуса Навина, 6). Выражение «труба иерихонская» употребляется в значении: громкий, трубный голос.

Из дальних странствий возвратясь

Цитата из басни И. А. Крылова «Лжец» (1812). Цитируется без намека на содержание басни.

...из дальних странствий возвратясь, нашел у себя на столе письмо (А. П. Чехов, Письмо А. И. Сумбатову-Южину 6 мая 1898 г.).

Из двух зол избрать меньшее (Избрать меньшее зло)

Выражение, встречающееся в сочинениях древнегреческого философа Аристотеля «Никомахова этика» в форме: «Меньшее из зол надо выбирать». У Цицерона (в сочинении «Об обязанностях») сказано: «Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в них быть хорошего».

Из двух грозящих зол кто усомнится Взять меньшее?
(А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного, 1).

Из искры возгорится пламя

Цитата из стихотворения поэта-декабриста А. И. Одоевского (1802—1839), написанного в Сибири в ответ на стихотворное послание А. С. Пушкина (1826), обращенное к сосланным на каторгу декабристам («Во глубине сибирских руд // Храните гордое терпенье...»)

Из любви к искусству

Выражение это употребляется в значении: из любви к самому делу, занятию, без всяких корыстных целей. Источник его — водевиль Д. Т. Ленского (Воробьева, 1805—1860) «Лев Гурыч Синичкин» (1839). Сюжетная схема водевиля заимствована из пьесы французских драматургов Теолона и Бояра «Le Рёrе et la debutante» («Отец и дебютантка»), но Ленским показаны быт и нравы русского провинциального театра. Один из персонажей водевиля граф Зефиров волочится за хорошенькими актрисами, разыгрывая мецената, покровительствующего местной труппе.

Из мухи делать слона

Выражение, употребляемое в значении «сильно преувеличивать что-либо», принадлежит к числу древних. Оно приводится греческим писателем Лукианом (III в. н. э.), который свою сатирическую «Похвалу мухе» заканчивает так: «Но я прерываю мое слово, — хотя многое еще мог бы сказать, — чтобы не подумал кто-нибудь, что я, по пословице, делаю из мухи слона» (Лукиан, Собр. соч., перевод под ред. Б. Л. Богаевского, М.—Л. 1935, с. 118).

Из Назарета может ли быть что доброе!

По евангельской легенде (Иоанн, I, 45—46), один из будущих двенадцати апостолов, Нафанаил, такими недоверчивыми словами встретил весть о явлении мессии в лице Иисуса, «сына Иосифова из Назарета», выразив этим свое презрительное отношение к городу. Фраза эта иронически применяется к лицам, от которых нельзя ожидать ничего дельного.

— Так нужно было по законам развития абсолютной идеи,— скажет нам г. Волынский; но мы, не ожидая ничего дельного из Назарета, г. Волынского слушать не станем (Г. В. Плеханов, Судьбы русской критики. Волынский).

Из прекрасного далека

Выражение из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842), т. I, гл. 11; «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу» (почти весь 1-й том «Мертвых душ» был написан Гоголем за границей).

Избави бог и нас от этаких судей

Цитата из басни И. А. Крылова «Осел и Соловей» (1811). Осел, прослушав пенье Соловья,
уставясь в землю лбом.

«Изрядно, — говорит. —
Сказать не ложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

Избави меня, боже, от друзей, а с врагами я сам справлюсь

Изречение это уже с конца XVIII в. приписывается Вольтеру (Almanach litteraire, № 3, reproduit dans le Journal de Lyon, 1785, p. 86). Между тем в сочинениях Вольтера его нет. В мемуарной литературе также не обнаружено свидетельство того, чтобы Вольтер эту фразу произнес. Изречение это приписывалось также французскому полководцу герцогу Виллару (1653—1734), будто бы сказавшему его Людовику XIV при отъезде в армию («Intermediaire des chercheurs et des curieux», 10 sept. 1883).

Избиение младенцев

Выражение возникло из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода, после того как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским (Матф., 2, 1 — 5 и 16). Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к кому-либо вообще.

Избушка на курьих ножках

В такой избушке в русских народных сказках живет баба-яга. Образное название это идет от тех деревянных срубов, которые в старину, чтобы предохранить их от загнивания, ставили на пеньки с обрубленными корнями. Одна из деревянных церквей в старой Москве, поставленная ввиду топкости места на такие пеньки, называлась «Никола на курьих ножках» (А. И. Некрасов, Русское народное искусство, М. 1924, с. 40 — 41). Переносно выражение «избушка на курьих ножках» употребляется в значении: небольшое ветхое строение.

Изгнать из храма

Выражение возникло из евангельского рассказа: однажды Иисус пришел в Иерусалиме в храм и, увидя там толпу продающих и покупающих скот для жертвоприношений, возмутился, сделал из веревок бич и выгнал всех торгующих овец и волов и опрокинул у менял столы с деньгами (Матф., 21, 12; Марк, 11, 15; Лука, 19, 45; Иоанн, 2, 14—15). Выражение это употребляется в значении: изгнать откуда-нибудь недостойных.

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их (Л. Н. Толстой, Круг чтения, 31 августа).

Изюминка

Выражение употребляется в значении: нечто придающее особый вкус, привлекательность чему-либо (блюду, рассказу, человеку и т. п.). Возникло из народной пословицы: «Не дорог квас, дорога изюминка в квасу»; стало крылатым после появления драмы Л. Н. Толстого «Живой труп» (1912). Герой драмы Протасов, рассказывая о своей семейной жизни (д. 5, карт.. 1, явл. 1), говорит: «Моя жена идеальная женщина была... Но что тебе сказать? Не было изюминки,— знаешь, в квасе изюминка? — не было игры в нашей жизни. А мне нужно было забываться. А без игры не забудешься...»

Икар. Полет Икара

Икар — в греческих мифах сын искусного механика, зодчего и скульптора Дедала. Чтобы спастись с острова Крита от преследований царя Миноса, Дедал сделал для себя и для сына крылья из перьев, скрепленных воском. Несмотря на предостережения отца, Икар в полете поднялся слишком высоко и приблизился к солнцу. Солнечные лучи растопили воск, крылья распались, и Икар утонул в море (Овидий, Метаморфозы, 8, 183 — 235). Отсюда возникло выражение «полет Икара», употребляемое в значении: смелые (часто тщетные) дерзания.

Илиада

Так, по названию древнегреческой поэмы «Илиада» Гомера, в которой изображена осада греками Илиона (Трои) и героика Троянской войны, называют эпическое повествование о героических подвигах народа, защищающего от врагов свою родину.

И снова Бородино стало символом стойкости, мужества и героизма нашего народа. В лаконичном описании боя в октябре 1941 года мы встречаем названия тех же мест, которые памятны нам по «Войне и миру» Льва Толстого — этой Илиаде народа русского (И. Рябов, Бородино, «Правда», б сентября 1946 г.).

Имеющий уши слышать да слышит

Выражение из Евангелия (Матф., 11, 15 и в других местах).

Не могу решительно определить достоинство моего сочинения, но скажу, что оно много наделает шума. Вы в нем увидите многие лица, довольно вам известные. Но впредь говорить нечего: когда напечатается, тогда имеющие уши слышать да слышат (В. Г. Белинский, Письмо к отцу 22 января 1831 г.).

Имя им легион

Выражение из Евангелия. Бесноватый на вопрос Иисуса: «Как тебе имя?» — сказал: «Легион», потому что много бесов вошло в него» (Лука, 8, 30; Марк, 5, 9). Легион — подразделение римской армии в шесть тысяч человек; в Евангелии это слово употреблено не в смысле определенного числа, а в смысле огромного количества; в этом значении выражение и стало крылатым.

— Да, если много таких художников, как я,— сказал Райский,— то таких артистов, как вы, еще больше: имя им — легион (И. А. Гончаров, Обрыв, 2, 15).

Инженеры человеческих душ

Так И. В. Сталин назвал советских писателей 26 октября 1932 г. на встрече с писателями у М. Горького.

Советский народ хочет видеть свою молодежь стойкой и сильной, бодрой, глубоко идейной, образованной, закаленной в борьбе с трудностями. Воспитанию такой молодежи должны быть посвящены все наши помыслы и заботы, этим великим и благородным делом должна быть пронизана вся наша общественная жизнь и в первую очередь деятельность наших писателей — этих «инженеров человеческих душ» (Передовая статья, «Правда», 4 сентября 1946 г.).

Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал

Цитата из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, гл. 8, строка 1832. Саади (между 1203 и 1208—1291) — знаменитый персидский поэт. Впервые изречение Саади Пушкин поставил эпиграфом к поэме «Бахчисарайский фонтан» (1824): «Многие так же, как и я, посещали сей фонтан; но иных уже нет, другие странствуют далече». Текст эпиграфа и цитата в «Евгении Онегине» восходят к поэме Саади «Бустан» («Пушкин», Временник Пушкинской комиссии Академии наук СССР, т. 2, М. — Л. 1936, с. 468).

Иов многострадальный. Беден, как Иов

Выражения, употребляемые в значении: «человек, испытывающий множество бедствий», возникли из Библии, из книги Иова, в которой рассказано о некоем Иове, отличавшемся добродетельной жизнью и благочестием. У него было большое семейство и богатое имение. Сатана стал доказывать богу, что, если Иов утратит счастье, благочестие его поколеблется. Чтобы изобличить ложь сатаны, бог послал Иову множество испытаний: лишил его детей, слуг, богатства, поразил проказою. Но Иов все перенес без ропота.

Ирод

Так называют мучителя, изверга, тирана; имя это стало бранным словом. Такое словоупотребление возникло на основе евангельской легенды. Ироду, царю иудейскому, авторы Евангелий приписывают так называемое «избиение младенцев», не считаясь с тем, что в действительности царь Иудеи Ирод I (73 — 4 гг. до н. э.) умер за четыре года до вымышленной даты рождения мифического Иисуса. Сыну предыдущего, Ироду Антипе, правителю Галилеи, евангельская легенда (Лука, 23, 11) приписывает казнь Иоанна Крестителя (Матф., 14, 6—11; Марк, 6, 21—28) и издевательства над Иисусом (Лука, 23, 11).

Искусство для искусства

Лозунг, провозглашенный во Франции сторонниками так называемого «чистого», «свободного» искусства. Мысль об «искусстве для искусства» была впервые высказана французским философом-идеалистом Виктором Кузеном (1792 — 1867) в 22-й лекции курса философии, читанного им в 1818 г. в Сорбонне (Victor Cousin, Cours de philosophic, professe a la Faculte des lettres, Paris, 1836, p. 224; Alfred Michel, Histoire des idees litteraires en France au XIX siecle, Paris, 1863, v. II, p. 112). Формула «искусство для искусства» вызвала горячие споры.

Исторический путь — не тротуар Невского проспекта

Цитата из статьи Н. Г. Чернышевского о книге Г. Каре «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов» (1861): «...постоянно через всю гражданскую жизнь каждого человека тянутся исторические комбинации, в которых обязан гражданин отказываться от известной доли своих стремлений для того, чтобы содействовать осуществлению других своих стремлений, более высоких и более важных для общества. Исторический путь — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри.

Исторический человек

Выражение из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя (1842), т. I, гл. 4: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет».

История мидян темна и непонятна

Фраза из устного рассказа И. Ф. Горбунова (1831 — 1895), сохранившегося в записи одного из его современников. Учитель истории диктует в классе: «История мидян... история... мидян... точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян... Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян... история мидян... темна и не-понятна... темна и не-по-нятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть» (Павел Шереметев, Отзвуки рассказов И. Ф. Горбунова, СПб. 1901, с. 98).

Иуда-предатель. Иудин поцелуй

Выражения возникли из евангельской легенды о предательстве одного из двенадцати учеников Иисуса — Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 25, 48-49; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «иудин поцелуй» употребляется в значении: предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы.

Иудушка Головлев

Герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875) — Порфирий Владимирович Головлев; за подхалимство, алчность, лицемерие, ханжество и бессердечность был прозван братьями Иудушкой. В лице Иудушки Головлева, лицемерно прикрывающего елейными речами о любви к ближнему свои хищнические интересы, Салтыковым дан классический тип крепостника и помещика капиталистической эпохи.

Ищите женщину

Выражение это употребляется (часто по-французски: «Cherchez la femme»), когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина. Крылатым оно стало благодаря роману Александра Дюма-отца (1802—1870) «Могикане Парижа», переделанному им в одноименную драму (1864). Слова эти в «Могиканах Парижа» (в романе ч. III, гл. 10 и 11, в пьесе — д. 2, явл. 16) являются излюбленной поговоркой парижского полицейского чиновника.

Ищите и обрящете

Выражение из церк.-слав. текста Евангелия (Матф., 7, 7; Лука, 11, 9); по-русски: ищите и найдете.

Вообще не клеится мой фельетон... Пригласите другого фельетониста. Ищите его и обрящете (А. П. Чехов, Письмо Н. А. Лейкину 10 декабря 1883 г.).

Subscribe to И