Л. Н. Толстой

Было гладко на бумаге, Да забыли про овраги, А по ним ходить!

Цитата из сатирической «солдатской» песни Л. Н. Толстого. Другой вариант этого отрывка:

Долго думали, гадали,
Топографы все писали
На большом листу.
Чисто вписано в бумаги,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить!

Все смешалось в доме Облонских

Цитата из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (ч. 1, в начале 1-й гл., 1875 г.): «Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме... Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета».

Дубина народной войны

Выражение принадлежит Л. Н. Толстому, который в романе «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) писал: «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, — поняв, что дело это не шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею... Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские... Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил...

Живой труп

Выражение это получило широкое хождение после появле­ния драмы «Живой труп» (1911) Л. Н. Толстого, герой которой, Федя Протасов, симулируя самоубийство, скрывается от жены и людей своего круга и живет среди подонков общества, являясь в собственных глазах «живым трупом». Однако выражение «жи­вой труп» встречается в литературе и раньше, первоначально в значении: больной, изможденный человек. Например:

...Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой.
(А. С. Пушкин, Полтава, 3.)

Каратаев. Каратаевщина

Платон Каратаев — в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (1865—1869) — крестьянин, смирение которого, кротко-незлобивое отношение ко всякому проявлению зла («непротивление злу») выражает, по мысли Толстого, сущность русского крестьянства, подлинную народную мудрость. «Каратаев, несомненно, воплощает в себе некоторые черты наивного патриархального крестьянства... Все заклятые враги русского народа, разные фальсификаторы и в истории и в литературе пытались до самого последнего времени истолковывать образ Каратаева как воплощение подлинно русского национального характера.

Не могу молчать

Заглавие статьи Л. Н. Толстого (1908), призывавшей правительство прекратить смертные казни, которые в то время (при министерстве Столыпина) в огромном числе производились над революционерами, а также участниками «аграрных беспорядков».

Настоящая публицистика пишется тогда, когда литератор «не может молчать» (А. Михалевич, Новый кругозор публициста, «Лит. газ. 14 мая 1959 г.).

Николай Палкин

Прозвище Николая I; стало популярным по рассказу Л. Н. Толстого под таким заглавием. Толстой описывает свою встречу с девяностопятилетним солдатом, служившим при Николае I. Вспоминая о своей службе, старик солдат рассказывал: «Тогда что было... Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300... насмерть запарывали. А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин.

Образуется

В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина», ч. 1, гл. 2 (1875), камердинер ободряет этим словом своего барина, Степана Аркадьевича Облонского, расстроенного размолвкой с женой. Слово это, употребляемое в значении «все уладится», ставшее крылатым после появления романа Толстого, было, несомненно, где-то услышано им. Он употребил его в одном из писем к жене еще в 1866 г., убеждая ее не волноваться из-за разных житейских неурядиц. Жена в ответном письме повторила его слова:

Он пугает, а мне не страшно

А. Б. Гольденвейзер в книге «Вблизи Толстого» (1959, с. 114) пишет, что однажды Л. Н. Толстой, сурово отозвавшись о рассказе Леонида Андреева «Бездна», сказал: «По поводу Леонида Андреева я всегда вспоминаю один из рассказов [скульптора] Гинцбурга, как картавый мальчик рассказывал другому: «Я шой гуйять и вдъюг вижю войк... испугайся?., испугайся?» — Так и Андреев все спрашивает меня: «испугайся?» А я нисколько не испугался» (запись в дневнике Гольденвейзера 25 июля 1902 г.). В дневнике А. С. Суворина (М. 1923) под 5 июля 1907 г. записано, что П. А.

От ней все качества

Заглавие комедии Л. Н. Толстого (1911). В комедии эту фразу, говоря о водке, произносит прохожий: «От ней все качества, все катастрофы от алкогольных напитков». Фраза цитируется иронически, причем подразумеваются не только алкогольные напитки.

Религии у Вас отведено так много места, как будто «от нее все качества», тогда как она «производное» (М. Горький, О религиозно-мифологическом моменте в эпосе древних, Собр. соч., т. 27, с. 498).

Писали, не гуляли!

Выражение восходит к следующему месту из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (1868): «Ишь книг-то, книг, — сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. — Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые. — Да, писали, не гуляли! — значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на лексиконы, лежавшие сверху» (3, 2, 14).

Плоды просвещения

Название комедии Л. Н. Толстого (1891).

Станут ли наши просвещенные «конституционалисты-демократы» отрицать, что, например Плеханов, еще в 1902 году писавший о самоопределении, понимал под ним именно политическое самоопределение? Пожалуйста, объяснитесь поподробнее, господа, не скрывайте от «черни» плодов вашего «просвещения»! (В. И. Ленин, Национал-либерализм и право наций на самоопределение, Полное собрание сочинений, т. 24, с. 248).

Чем люди живы

Заглавие рассказа Л. Н. Толстого (1885).

...уметь сообщить примером и советом.то, «чем люди живы», тот энтузиазм к научному труду, без которого нельзя быть истинным ученым, — дано не всякому (К. А. Тимирязев, Соч., т. IX, М. 1939, с. 64).

Subscribe to Л. Н. Толстой